Первичной профсоюзной организации
ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина».
Профсоюзной организации «Прогресса» 87 лет. Ее история непрерывно, крепчайшими нитями связана с этапами большого пути коллектива авиастроителей – от тех далеких тридцатых годов, когда среди тайги и болот, в условиях бездорожья, терпя тяготы и лишения, строители и рабочие будущего предприятия, приехавшие по оргнабору по весне 1937 года из Курской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Ульяновской, Владимирской, Кировской областей, Чувашской АССР, Украинской, Белорусской, Молдавской и других советских республик, зачинали завод и рабочий поселок при нем, а затем, не успев еще обжиться, занимались восстановительным ремонтом бомбардировщиков СБ и ДБ (ЦКБ-30), самолетов-истребителей И-15, И-16 и авиамоторов М-25, М-85 и М-10, налаживали выпуск учебно-тренировочных самолетов Ут-2… — и так до сегодняшних уникальных ударных вертолетов «Черная акула», «Аллигатор» и ракетных комплексов «Москит». Но когда и кем в историю профсоюзной организации были вписаны самые первые строки? Нелегко проследить труды и заботы людей, живших радостями и горестями всего коллектива, которым не было равных в полноте и насыщенности жизни, во взаимоотношении с окружающими людьми, вере, любви к ближним и в приносящей пользе. За 70 лет столько пережито трудностей, столько произошло событий, столько для общественной работы потрачено нервов, сил и личного времени, что просто невозможно все уложить в памяти.
«…Социализм строится при любой погоде…»
Это – цитата. Она не из полного собрания воспоминаний первостроителей. Она – из их жизни. А погода – не только атмосферное явление, но и атмосфера в стране.
«Яковлевский район, с. Семеновка, второй палаточный городок, первый ряд, палатка №38» — вот по таким адресам, как известно, 70 лет назад писали письма первостроителям их родственники и знакомые в глухую приморскую глубинку.
В то время в селе насчитывалось несколько улиц, один магазин, начальная школа, почта. Колхозные строения имели ветхий вид. Ни радио, ни электричества, ни клуба. До ближайшей железнодорожной станции – 90 километров. А вокруг – топи.
Как жили тогда люди, сейчас трудно даже представить.
Вот, например, что сообщается в постановлении Далькрайисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 25 мая 1937 года:
«…Прибывшие рабочие временно размещены в плохо приспособленных палатках, причем отсутствуют самые элементарные условия: вода, свет, тепло. Совершенно неудовлетворительно организованы питание, торговля, медицинское и санитарное обслуживание (нет бани, карантин в отношении приезжающих не проводится, имеется много больных, особенно детей, многие из приехавших рабочих размещены в колхозных сараях и других надворных постройках)…»
Первые строители были вооружены не хитро: топор да пила, кайло да лопата для рытья котлована, тачка да деревянный настил, чтобы вывозить из котлована землю и возить бетон. И заплечный «козел», чтобы носить на растущие стены кирпичи по шатким деревянным лесам. Самыми надежными их помощниками в начале были лошади. Лишь только в 1938 году появился на всю стройку один землекопатель.
В этот трудный период и происходило формирование профсоюзной организации. И самая тяжелая работа выпала первому председателю постройкома Павлу Васильевичу Хвастунову. На эту должность в июне 1937 года его назначил ЦК профсоюза строителей. И это назначение было неслучайным. Павел Васильевич прошел хорошую школу в заводском комитете профсоюза Запрудненского стекольного завода. Затем работал инструктором в аппарате ЦК Союза стекольщиков промышленности, а в 1936 году был мобилизован ЦК ВКП(б) на строительстве цемзавода им. Сталина, где также ему пришлось возглавить профсоюзную организацию.
«Когда я приехал в Семеновку, — вспоминал Павел Васильевич, — стройка только закручивалась».
В тот начальный период для всех общественных организаций не было важнее задачи, чем строительство первоочередных – нет, не заводских корпусов, а каркасно-засыпных бараков, небольшого лесопильного цеха и столярной мастерской. Поэтому и первый почин бросили: «В порядке соцпомощи отработать на строительстве бараков не менее 10 часов и сократить сроки их возведения». С ним выступил коллектив конторы управления строительством. Сразу вплотную стали вопросы снабжения продуктами. Имевшийся в селе один магазин сельпо был не подготовлен к большому количеству покупателей. Приходилось ездить в окрестные села и даже районный центр. Для рабочих закупали махорку, которая была на вес золота.
Профсоюзы не могли тогда активно вмешиваться в решение вопросов жизнедеятельности рабочих и служащих, их быта и культуры, так как их задачи были обозначены проблемами производственно-массовой работы, мобилизацией трудящихся на выполнение народно-хозяйственных планов, на развитие трудового подъема и творческих инициатив. Организаторская деятельность П. В. Хвастунова вылилась в образование небольшого актива построечного комитета, который еще не в состоянии был охватить широкие массы, тем более оказывать ту помощь, которую от него ждали. Постройком, как и другие общественные организации, в начале не имел своей постоянной квартиры. До холодов занимал палатку, а к зиме Павлу Васильевичу выделили уголок в конторе управления строительством, разместившейся в Доме колхозника.
Все свое внимание он направлял на лекции и беседы с людьми, которые были нелегкими, да еще занимался ликбезом, держал на учете каждого мало-мальски грамотного человека, организовывал коллективные читки газет, полосы которых заполнялись материалами, осуждающими врагов и призывающими к бдительности. Он наладил выпуск первых стенных газет «Транспортник» и «Красное Знамя», которые вывешивались в конторе управления строительством, утрясал конфликты между строителями и колхозниками, у которых в каждой избе на постое стояло по 10-14 человек. Отрицательно сказывались на формировании крепкого, работоспособного коллектива и его профсоюзной организации, — а это было особое задание начальника строительства и директора завода В. Г. Ирьянова и бюро партийной организации, не только атмосфера подозрительности, но и пестрый состав в далеких от политики и культуры рабочих и строителей, заставляющий порой прибегать к помощи переводчика, а также текучесть кадров. За 10 месяцев 1937 года убыло 30% рабочих, причем 350 человек просто сбежало. Воровство, пьянство допускали в большом количестве и рабочие, и ИТР, и служащие. Стройка в ту пору находилась в положении, близком к чрезвычайному. Спуск «сверху» плана без учета особенностей расположения новостройки, задержка генплана завода (он был утвержден только 2 апреля 1938 года на совещании у начальника первого главного управления НКПО), отсутствие смет, технического проекта оборудования, затянувшееся решение вопроса по выделению колхозной земли под строительство, что привело к ее самозахвату, огромный дефицит строительных материалов и спецодежды – все это потребовало от всего коллектива огромных сил и титанического труда для налаживания дела.
Обращение В. Г. Ирьянова к маршалу СССР тов. Блюхеру, в Далькрайком, Далькрайисполком Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, рассмотрение вопроса о состоянии строительства завода на заседании яковлевского райкома ВКП(б) и Далькрайкома ВКП(б) не решили проблем стройки. Постановление №78 от 25 мая 1937 года Далькрайисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в котором был одобрен разработанный В. Г. Ирьяновым вариант генплана и отражены нужды стройки не выполнялось.
Но «враги» были найдены. Как сообщил в докладной записке секретарь яковлевского РК ВКП(б) Корнеев: «…органами НКВД разоблачена и изъята группа вредителей во главе с бывшим начальником строительства Ирьяновым, проводившим подрывную контрреволюционную работу…». Шаблонная формулировка лишь отражает организованность этой акции уничтожения миллионов людей. В их число попали лучшие руководители стройки.
О произволе, репрессии и ее жертвах первостроители и в 80-е годы предпочитали молчать. А в своих воспоминаниях первым начальником строительства и директором завода называли не Новикова, третьего руководителя, который был назначен приказом НКОП №221 от 19.07.38 г. Да он и сам писал, что ему приходилось «все начинать с нуля».
Так сталинский режим калечил души людей. Но жизнь входила в свою колею. На склоне сопки Увальной в том месте, где нынешняя улица 9 Мая примыкает к государственной трассе во втором палаточном городке для малосемейных был оборудован первый красный уголок. Там же в сентябре начала работать школа для детей. Не без помощи постройкома в большой палатке был организован для 15 детей первый детсад-ясли (заведующая Н. А. Удельная). В октябре 1937 года сдается в эксплуатацию временная баня, построенная на берегу Халазы. Появились и первые электрические лампочки: это начал работать локомобиль, доставленный с узловой станции. И заработала лесопилка… Первому председателю постройкома Павлу Васильевичу Хвастунову, хорошо подготовленному к профсоюзной работе, пришлось лишь в течение шести месяцев занимать эту должность. По направлению партийной организации стройки он перешел на хозяйственную работу.
В 1938-1939 гг. в деятельности профсоюзной организации на первом месте продолжала оставаться стройка, мобилизация рабочих и служащих на безусловное выполнение заданий третьей сталинской пятилетки. Разворачивалось стахановское движение под лозунгом «Строительную программу – скоростными методами». Широко стали использоваться методы морального и материального стимулирования. Всесоюзный стахановский рекорд бригады тов. Бойко по укладке бетона, установленный 25 сентября 1939 года и его популяризация оказали значительное влияние на повышение производительности труда и рост заработной платы. Началась борьба с простоями и другими нарушениями в организации труда. Менялось отношение и к нарушителям трудовой дисциплины. Дела о злостных прогульщиках стали рассматриваться на товарищеских судах, созданных на строительных участках. Параллельно с профсоюзной организацией строителей в такой же обстановке напряженности, усиливающейся еще и милитаристскими претензиями японцев, не стеснявшихся в 30-е годы делать вылазки в глубь советской территории, в 1939 г. началась деятельность профсоюзной организации основного производства. В это время в первых возведенных цехах завода осваивался и производился ремонт самолетов и моторов. И уже тогда Семеновка свои надежды на лучшую жизнь связывала со строителями и рабочими завода. В декабре 1939 года рабочие, колхозники, интеллигенция, инженеры и техники поселка Семеновка на общих собраниях кандидатами в депутаты Яковлевского районного Совета депутатов трудящихся выдвинули 11 лучших патриотов и стахановцев, а в семеновский поселковый Совет – 25. Рекордсмен строительства, делегат краевой конференции профсоюзной организации стройтяжпрома и съезда Союза строителей Андрей Георгиевич Бойко был выдвинут кандидатом по 34-ому избирательному округу в областной Совет депутатов трудящихся. Многие профсоюзные активисты были выдвинуты кандидатами в поселковый Совет. Среди них член пленума крайкома Союза строительных рабочих, знатный стахановец-арматурщик Сергей Георгиевич Кумов, стахановец Александр Николаевич Кобылин, заведующая столовой Аграфена Ивановна Белова, члены Совета женщин-общественниц поселка, входящих в состав постройкома, Татьяна Степановна Курякина и Любовь Степановна Сорокина, санитарный врач Вера Николаевна Подольская, начальник деревообделочного комбината Петр Михайлович Лизавенко, начальник оргбюро основного производства Николай Георгиевич Алексеев. От коллектива основного производства кандидатом в поселковый Совет депутатов трудящихся также был выдвинут Михаил Сергеевич Аллалон, которого в профсоюзной организации цеха, где начальником был Овчинников, очень ценили и уважали рабочие. Важное значение придавалось и обсуждению задач профсоюзной организации в связи с состоявшимся 23-26 апреля 1939г. VIII пленумом ВЦСПС, обсудившим задачи профсоюзов в свете решений XVIII съезда ВКП(б). «…Пленум осудил пассивное отношение профсоюзных организаций к простоям и другим нарушениям организации труда и трудовой дисциплины и констатировал, что важнейшими задачами профсоюзов являются развертывание соревнования и стахановского движения, укрепление трудовой дисциплины, повышение производительности труда и т.д…». Пленум призвал «…повысить революционную бдительность, беспощадно разоблачать и выкорчевывать подлых изменников Родины – троцкистско-бухаринских и прочих агентов фашизма, активно включаться в социалистическое соревнование имени третьей сталинской пятилетки…».
Но у руководителей постройкома еще не хватало знаний и стремления овладевать большевизмом.
Отчетно-выборная профсоюзная кампания, прошедшая на стройке в июне 1939 г. в разрезе VIII Пленума ВЦСПС и XVIII съезда ВКП(б), показала, что многие докладчики – члены Пленума постройкома сами не читали материалов и оказались не подготовлены к выступлению. Вот лишь некоторые изложенные в заводской многотиражке за 2 июня:
«…Отчетная кампания проходит крайне неудовлетворительно. Докладчики подготовлены очень слабо. В ОГМ отчетный доклад делал член пленума постройкома Дьяченко. «Я, — сказал он, — к докладу не готов и материалов не читал. Поэтому и прошу грамотного человека прочитать доклад». В результате поручили читать материал бухгалтеру Антонову. Начались вопросы, докладчик снова объявил, что он не может на них ответить. На первом участке делал отчет сам Соломенко. В его ответах рабочим сквозила обывательская струнка, вроде того, что новое руководство в лице другого председателя исправит работу. Такая постановка вопроса довольно труслива для руководителя профсоюза, опирающегося на партийную организацию…»
Но и при новом председателе постройкома Павле Васильевиче Иконникове не удалось «…положить в основу всей работы профсоюзной организации исторические решения XVIII съезда ВКП(б) и по-большевистски мобилизовать широкие массы трудящихся на выполнение поставленных задач. Руководители построечного комитета и профорги участков превратили эту повседневную работу в кампанейщину: заключили договоры, провозгласили соревнование и отстранились от руководства. Нет ни на одном участке доски показателей соц. соревнования, договоры не проверяются, итоги не подводятся. Не было ни одного профсоюзного собрания о ходе соц. соревнования между бригадами и участками…».
Многотиражная газета «Сталинец» за 28 июля 1939 года.
Тем не менее в 39 году, урожайном на рекорды, главное место в работе профсоюзной организации занимают проблемы социалистического соревнования в честь различных знаменательных дат и ударничество. Бригада каменщиков В. А. Холина задание выполняла на 350%. И таких бригад, рабочих было много.
При принятии обязательств обращалось внимание на их конкретность. Вот основные направления обязательств коллектива строителей первого участка в ознаменование открытия XVIII съезда ВКП(б): «…выполнить на 100% план работы, установить растворомешалку, печи для обогрева инструмента, под ТЭЦ закончить расчистку площади и сделать подводку электроэнергии, закончить временные сооружения, по ацетиленовой – вчерне (без окончания кровли, полов, зонтов). Вызываем на соревнование коллектив третьего участка. Выговский, Лариков, Зинин, Суслов, Ларехин…».
В целях еще большего развертывания социалистического соревнования в сентябре 1939 г. было учреждено переходящее Красное знамя общественных организаций и управления строительством, одновременно с вручением знамени лучшим участкам и подсобным предприятиям вручалась денежная премия – 5000 рублей. Лучших стахановцев награждали не только ценными подарками, но и путевками в дома отдыха и санатории.
Однако профсоюзная организация, кроме производственно-массовой работы, все больше обрастала и другими вопросами, с которыми к ней обращались люди. Заведующая учебной частью семилетней школы Оболенская обращалась в постройком: «…Вследствие большого контингента учащихся занятия в школе протекают в три смены. Перерыв между работой смен маленький, не дает возможности произвести уборку и проветривание классов. Ввиду отсутствия помещений первые классы не занимаются совсем. Все учителя ждут, когда наконец строители закончат ремонт 20-й школы, когда будет возможность заниматься в две смены. Профсоюзная организация также отвечает за коммунистическое воспитание наших детей…».
На профактиве лежало оформление помещений к выборам в Советы, много вопросов приходилось решать по организации отдыха трудящихся, открытию пионерлагеря «Салют». Постройкому с первых же дней был передан заводской клуб и на первом же этапе его работы постройком был подвергнут критике за то, что «…на самотек пустил культурно-массовую работу, из восьми кружков работает только один – балетный, и то занятия часто срываются…». Люди высказывали замечания и по работе детских яслей и хотели, чтобы постройком «…немедленно занялся их работой…». Агитаторы обвиняли профгрупоргов за то, что «…не помогают разъяснять материалы XVIII съезда ВКП(б) и доклад тов. Сталина…». Все профсоюзные организации также должны были по решению президиума ВЦСПС повседневно контролировать выполнение руководителями предприятий и учреждений постановления Совнаркома СССР «О внедрении трудовых книжек».
Немало труда вложили коллектив и профсоюзная организация основного производства, чтобы досрочно выполнить обязательства и праздник 1940 года встретить первым отремонтированным истребителем И-16. А его испытания проводил и оценивал работу тогда еще небольшого коллектива майор Филиппов – командир истребительного полка, находящегося по соседству с заводом. Заводской летчик-испытатель Кондратьев летал только на По-2. В июне со сборки подали вторую машину – на этот раз двухместный учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. Одновременно осваивался ремонт скоростных бомбардировщиков СБ. Разворачивалась общественная работа по таким направлениям, как ОСОВИАХИМ, МОПР, Красный Крест, походы в противогазах. Каждый выходной день проводились соревнования, сдача норм ГТО и на значок «Ворошиловский стрелок». Безусловно, профсоюзная организация внесла свой вклад в физкультурно-спортивную оборонную работу в условиях нарастания военной угрозы.
А в начале 1941 г. в цехах главного корпуса, которые после заняли пятый, двенадцатый, тридцать второй и другие, а также в сборочном цехе, временно размещенном в теплом ангаре, развернулось соревнование за освоение производства и серийный выпуск самолетов Ут-2. Уже в мае была облетана головная серия. Все работники завода строили радужные планы на будущее, которым не суждено было сбыться.
22 июня 1941 г. на митинге, прошедшем на территории пятого цеха, прозвучали призывы к укреплению производственной и трудовой дисциплины, повышению производительности труда. Для коллектива завода и его профсоюзной организации главным стал лозунг: «Все для фронта, все для разгрома врага». Профсоюзные организации цехов 5, 18, 2, 11, 20 выступили инициаторами соревнования по увеличению выпуска самолетов. Создавались фронтовые бригады. Вставали на вахты помощи фронту, организовывали среди рабочих и населения сборы средств и теплых вещей для Красной Армии. В клубе усилилось военно-патриотическое воспитание. Проводились вечера о Суворове, Кутузове, А. Невском, героях военного времени. Проводились встречи с фронтовиками, людьми, побывавшими в оккупации.
Профсоюзная организация оказывала шефскую помощь не только подросткам, заменившим ушедших на фронт кадровых рабочих, а их только в 1941 г. ушло на фронт 1950 человек, но и солдатским семьям. Сколько только для них было заготовлено в Таежке и перевезено дров?! Много уделялось внимания молодежи, живущей в общежитии, оказанию помощи подсобному хозяйству.
Со стороны представителя Государственного комитета обороны тов. Микояна (по просьбе дирекции завода) предприятию была оказана помощь (коллектив получил 2 вагона мучных изделий, 1 вагон кожи и 1 вагон тканей). Профсоюзная и комсомольская организации срочно организовали изготовление обуви, нижнего белья и хлопчатобумажных костюмов. В первую очередь обеспечивалась молодежь. Для работающих ночью и сверхурочно было выделено дополнительное питание.
Нужно отдать должное председателю заводского комитета профсоюза Тимофею Кузьмичу Каськову, председателям цеховых комитетов, которые заседания устраивали непосредственно в цехах, и вся массовая работа проводилась в ночное время. Заводской комитет много занимался работой первичных организаций, его члены постоянно информировали о работе завкома профсоюзные цеховые организации.
С января 1942 года поставка самолетов шла бесперебойно по нарастающей. В 1942 г. построено 542 Ут-2, и заводу вручено Красное знамя генерала Федюнинского, в 1943 – 674, в 1944 – 783, в 1945 – 837. В 1943 г. коллектив завоевал Гвардейское Красное знамя ГКО СССР, которое хранилось в стахановском цехе номер 18.
9 мая 1945 года в 12 часов на территории завода состоялся митинг всех работников завода, посвященный безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Сразу же профсоюзная организация развернула работу по обсуждению на цеховых митингах правительственного сообщения о выпуске четвертого государственного военного займа. Выступившие – передовые рабочие, готовились заранее, а подписка на новый заем обычно начиналась еще до начала митинга. Так подписка проходила и на государственные займы восстановления и развития народного хозяйства СССР.
После войны профсоюзная организация в своих мероприятиях планирует не только обсуждение на цеховых собраниях вопросов выполнения планов и трудовой дисциплины, но и отчеты производственных мастеров, табельщика – о состоянии табельного учета, профгрупоргов и ответственных за состояние техники безопасности. С 3 мая по 3 июня 1946 года на заводе проходит общественный смотр по охране труда и технике безопасности, создаются цеховые комиссии и разрабатываются оздоровительные мероприятия. Волнующим и ярким событием в жизни многих заводчан стало вручение на торжественных собраниях медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Одним из первых награду получил первостроитель завода столяр Александр Иванович Тимошенко, бригада которого для всех шлакобетонных и индивидуальных домов, построенных заводом в 1946-м году, сделала почти всю деревянную часть: стропильные ноги, чердачный пол, перекрытия окон, двери, ограждения, а к маю 1947 г. взяла обязательство срубить для заводчан 40 домов, сдала под ключ 40 домов. Заводчане стали благоустраивать и свою жизнь, разводить сады. И профсоюзная организация, в свою очередь, проявила заботу о приобретении саженцев цветистой сирени, яблони, кустарников жимолости, малины, крыжовника.
Большие средства в те годы государство и профсоюзы направляли на жилищное строительство. В апреле 1948 г. четвертая сессия поселкового Совета впервые обсудила вопрос о благоустройстве и озеленении поселка и наметила практические мероприятия по проведению капитального ремонта дорог и железнодорожной станции. Решено было на площади 12 гектаров заложить парк. Профсоюзная организация вышла с предложением к коллективу заложить парк своими силами и построить для него ограду. Этот почин поддержали депутаты поселкового Совета, не имеющего ни средств, ни рабочей силы. Сессия обязала каждого жителя отработать на благоустройстве поселка по 40 человеко/часов. Большая работа профактивом (огородной комиссией) проводилась в изыскании и раскорчевке земли под индивидуальные огороды и в налаживании учета. Имелись случаи, когда отдельные огородники старались захватить земли сверх установленной нормы.
А авиация переходила на качественно новый уровень развития. Сформировавшиеся в годы войны устойчивые связи с ОКБ А. С. Яковлева позволили заводу уже в 1947 г. получить новый государственный заказ от Минавиапрома на производство учебно-тренировочного Як-18. Для загрузки избыточных для производства только Як-18 мощностей руководство завода активно искало дополнительные заказы. А представитель ЦК профсоюза авиационной отрасли, выступая на общественно-профсоюзной конференции, состоявшейся в декабре 1948 г., обратился к присутствующим с такой речью: «…Ваш завод, бывший в числе лучших, сейчас является отстающим. Что является причиной такого отставания? Прежде всего отсутствие подлинно-массового действенного соревнования. Одним из больших недостатков в работе завкома был тот, что он мало уделял внимания вопросам производства…».
В своем выступлении директор завода Н. С. Новиков также подчеркнул: «…Наша дальнейшая задача, как хозяйственников, так и профсоюзных руководителей, – направлять усилия на выполнение важнейших директив партии и правительства: внедрять хозрасчет, добиваться снижения трудоемкости изделий, внедрять среднепрогрессивную норму, улучшать качество продукции, соблюдать строжайшую дисциплину, экономить во всем. Профсоюзная организация должна повседневно вникать в работу хозяйственных руководителей, знать нужды и запросы трудящихся, прислушиваться к их голосу…».
Конференция обязала завком добиваться всемерного расширения борьбы за рентабельность производства, разработать совместно с администрацией план организационно-технических мероприятий, направленный на получение сверхплановых накоплений. Улучшить воспитательную работу с профсоюзным активом.
«Сталинец» за 14 декабря 1948 года.
В производственных рамках и строили тогда работу комиссии завкома.
Комиссию по охране труда и технике безопасности возглавил А. И. Агафонов, комиссию по заработной плате – А. В. Мусатов, председателем комиссии по рационализации и изобретательству избрали А. А. Жарких, жилищно-бытовую комиссию возглавила Н. С. Зятина, огородную – И. И. Бодрякин, по рабочему снабжению – С. П. Ягодин, по культурно-массовой работе — С. Н. Землянский, по работе с детьми – Л. Н. Яценко, казначей – М. Г. Коваль. Была еще одна комиссия — содействия семье и школе, ее председателем стал А. А. Спирин.
Председателем завкома с 1940 по 1953 год был Тимофей Кузьмич Каськов. Он, как и все, следовал лозунгу «Профсоюзы – школа коммунизма», и, выступая на профсоюзных конференциях, подчеркивал: «…Советские профсоюзы по своему духу, по своим традициям и принципам, по своим задачам и целям – большевистские профсоюзы. Этим определяется характер всей деятельности их руководящих органов. Профсоюзы СССР – многомиллионная организация. В них рабочий класс страны проходит школу политического воспитания, школу коммунизма…».
Поддерживая инициативу передовиков и новаторов, администрация завода, заводской комитет профсоюзной организации и комитет ВЛКСМ под руководством парткома постоянно совершенствовали и обновляли почины и внутризаводские условия социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду. Увеличились количество классных мест и вознаграждение, дополнительное поощрение производственных мастеров и бригадиров, конструкторов, экономистов, нормировщиков, ветеранов труда завода и отличников качества. Достаточно сказать, что фонд материального поощрения с 1965 г. по 1970 год увеличился с 40 до 100 тысяч рублей, а с 1970 по 1975 – до 165 тысяч рублей. Если в десятой пятилетке соревнование проходило под лозунгом «Дать продукции больше, лучшего качества и с меньшими затратами», то в одиннадцатой – «Пятилетке качества – рабочую гарантию». Развивалось парное соревнование – на основе двусторонних договоров. В 1973-1975 гг. парным соревнованием было охвачено 32 цеха, 20 отделов, 320 участков, 296 бригад и более 6000 рабочих. По встречным планам ежедневно соревновались 24 цеха, 220 участков, 252 бригады, 64 комсомольско-молодежных коллектива и более 4000 рабочих-производственников. За право иметь личное клеймо качества боролись более 2000 рабочих, около 1300 инженеров и техников имели личные творческие планы.
В 1972 г. на помощь соревнованию и коммунистическому воспитанию масс пришли трудовые отчеты. Нельзя не вспомнить и школы коммунистического труда и передового опыта.
Если спросить любого ветерана ПАО ААК «Прогресс», то ответ будет таким: «…если бы между руководством (администрацией) предприятия и его трудовым коллективом не было бы главного связующего звена — профсоюзной организации, то и история завода могла бы быть иной. Ведь всегда, даже в самые тяжелые годы, забота о человеке труда была первостепенной…».