«Нашей армии нужны вертолеты!». Памяти Генерала

22 июня 2017 года на 75-ом году жизни ушел из жизни советник управляющего директора авиакомпании «Прогресс», ранее его первый заместитель генерал-лейтенант  Яким Иванович Янаков.

Он прошел светлый жизненный путь от молодого лейтенанта до  генерал-лейтенанта авиации. За время службы ему довелось освоить самолеты Як-18, МиГ-17, Л-29, Л-39, Су-7Б, Су-17, МиГ-21, МиГ-23МЛД, МиГ-29 и Су-27, налетав в общей сложности 4 500 часов.

Яким Иванович Янаков, родился в грузинском селе Гумбати (Цалкского района) 10 июня 1943 года в семье служащего. По национальности грек. В суровые годы войны прошло детство будущего генерала. Он познал и голод, и горькие обиды, и несправедливость. Были и счастливые минуты, дни, когда встречал поддержку окружающих людей.

Шли годы. Яким Иванович учился в Гумбатской грузинской Дманнсской, Авранлойской, Цалкской, Тбилисской русских школах. В Тбилиси, еще в годы учебы, он связал свою судьбу с небом. Занимался в авиационном клубе, в январе 1961 г., в Болниси получил первый урок мужества — прыгнул с парашютом. С тех пор у него появилась по настоящему любовь к небу, и с годами она крепла, особенно после первого полета Ю. Гагарина в космос.

Твердо решив посвятить себя авиации, он поступил в основанное еще в 1918 г. в г. Ейске высшее авиационное училище летчиков. Впервые поднялся в небо как летчик, будучи курсантом, на легком спортивном винтомоторном самолете Як-18А. Учился усердно, изучал военную науку, осваивал все новые самолеты, Яки, МИГи.

В 1965 году он уже самостоятельно пилотировал новейший в те времена реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7Б. Научиться им управлять, и овладеть особенностями пилотирования можно было только в воздухе, подвергая себя высокому риску. Поэтому полет на этом тяжелом скоростном самолете (без инструктора!) мог выполнить только по-настоящему смелый и грамотный летчик, способный совладать с собой в критической ситуации.

Окончив с отличием Ейское высшее авиационное училище, освоив практически все типы боевых самолетов и вертолетов, Яким Янаков в качестве летчика-инструктора стал обучать не легкому ремеслу молодых курсантов. Впоследствии он напишет, что для него это была самая большая школа жизни.

В 1972 г. окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Талант организатора, поиски нового вывели его в руководители. Командир эскадрильи, командир полка и  везде он проявлял свой высокий профессионализм. Работая с людьми, он много черпал и от них. Творческие поиски, риск, самостоятельность помогли ему потом в Сибири, когда нужно было возродить и поднять на ноги новый коллектив. Талант организатора проявился в должности начальника Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков (БВВАУЛ).

Вопросы отбора абитуриентов, подбора преподавательских кадров, улучшения процесса обучения, укрепления дисциплины, повышения боевой и политической подготовки курсантов и всего коллектива, строительства объектов, благоустройства территории училища постоянно были в центре его внимания.

В 1987 г. Яким Иванович был назначен первым заместителем командующего ВВС Приволжского военного округа, а в 1989 г. переведен в Москву на должность заместителя начальника военно-учебных заведений ВВС Министерства обороны страны. Однако летное дело не бросил, оно помогало ему жить. Освоил и летал практически на всех типах боевых самолетов и вертолетов. Выполнил и защитил диссертацию. Ему присуждена ученая степень кандидата военных наук.

Уволился в запас в 1998 г., по контракту работал советником в Эфиопии.

Янакова Якима отличала скромность, трудолюбие, исключительная исполнительность, требовательность к себе и подчиненным, высокий профессионализм. Он прошел славный героический путь от курсанта до крупного военачальника, от лейтенанта до генерала авиации. Кстати, он один из самых молодых генералов, стал им в свои 44 года. Удостоен почетного звания «Заслуженный летчик СССР», имеет ряд государственных наград, множество Почетных грамот, других поощрений.

В 2004 году Яким Иванович прибыл на должность первого заместителя управляющего директора Арсеньевской авиакомпании «Прогресс», имея за плечами богатейший опыт руководства авиационными подразделениями и серьезную летную практику. В команде первых топ-менеджеров, задачей которых было возродить предприятие, он был выдающейся личностью.

Интересуясь буквально всем и проявляя интерес к каждой мелочи и детали, его часто можно было встретить в подразделениях предприятия, вникая в ход производственного процесса, он досконально изучил весь технологический процесс производства винтокрылых машин. Руководители знали его требовательность и крутой нрав, а рабочие и специалисты всегда искали у него поддержки и помощи.

Обладая аналитическим складом ума, Яким Иванович мог держать в голове тысячи дел, которые происходили на предприятии, помнить мельчайшие подробности производственных операций — и не просто помнит, а еще и вовремя спрашивает о сроках выполнения.

Было время, когда Яким Иванович в должности советника директора с блокнотом и карандашом в руках ходил по цехам завода, присматриваясь к людям, изучая производство. К моменту назначения на должность первого заместителя генерального директора Яким Иванович уже прекрасно знал, что такое завод. Это был год, когда на производство был поставлен опытный образец вертолета Ка-52. Сроки выполнения заказа были предельно сжатыми, а трудовой коллектив, после долгих лет вынужденного простоя, буквально разводил руками, не веря в успех.

Яким Иванович говорил:

— Моя жизнь в авиации — с юношеских лет и до сегодняшнего дня. Всю жизнь был связан с небом, летал в армии, сейчас в производстве согреваю свою душу. Стараюсь что-то положительное сделать для отечественной авиации. Сейчас наша задача — восстановить ее. Авиационная наука не стоит на месте, авиастроение будет развиваться, будут строиться летательные аппараты, они будут летать. Надеюсь, что мы найдем в себе силы добиться возрождения авиации в России. Я прошел большой путь безаварийной летной работы. Любовь к небу осталась у меня навсегда!

Практически все заводчане считают, что Яким Иванович — личность неординарная. Его энергии и работоспособности завидовали даже молодые специалисты и руководители.

«Нашей армии нужны вертолеты!» — всегда утверждал он. Результат нам сейчас известен — к нужному сроку вертолет взлетел. Но тогда многие не понимали или не хотели понимать его стремление «взбодрить» коллектив, нацелить людей на результат.

Как истинный сын Грузии владел родным языком, интересовался политическими и экономическими успехами республики.

С супругой Галиной Николаевной воспитали троих прекрасных сыновей: Эдуард и Константин окончили военное училище, Владимир — Института международных отношений.

Весь трудовой коллектив ПАО ААК «ПРОГРЕСС» и Профсоюзной организации авиакомпании скорбят по поводу смерти Якима Ивановича Янакова и выражает соболезнования семье и родным.

 

Оставить комментарий